Кто на сайте

Сейчас 88 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ноты / Notes / TAB

Гитара. Нотная грамота

Ноты в гитарной музыке - это специальные символы, при помощи которых осуществляется запись музыкальных звуков. Ноты записываюся на пяти горизонтальных линиях, которые называются нотным станом (нотоносцем). Дополнительно могут использоваться добавочные линии, которые размещаются за пределами нотоносца. Сами ноты могут размещаться на линиях, между линиями, а также на добавочных линиях или между ними. 

А.Андреев: "Каждый гитарист должен знать ноты! Хотя бы для того, чтобы по ним не играть. Шутка! Знание нот помогает развивать музыкальное мышление. И главное, значительно расширяет исполнительские возможности гитариста". 

Чтобы положение ноты на нотоносце отображало её абсолютную высоту, используется музыкальный символ – нотный ключ. В гитарной музыке применяется скрипичный ключ, или ключ соль. Своим завитком данный знак захватывает вторую горизонтальную линию, на которой располагается нота соль. Скрипичный ключ размещается в начале нотного стана.

Для фиксирования определённой длительности ноты используют условные единицы времени. Длительность одной условной единицы может приблизительно составлять одну секунду. При этом разная длительность нот будет иметь специальное графическое изображение, а также своё название.

Целая нота. На нотном стане такая нота обозначается как пустой кружок (овал). Длительность звучания целой ноты равна четырём условным единицам времени. При воспроизведении целой ноты используется счет “раз, два, три, четыре” или “раз - и - два - и - три - и - четыре - и”.

Половинная нота. На нотном стане половинная нота выглядит как пустой кружок с добавленной к нему вертикальной линией (штилем). Длительность звучания половинной ноты равна двум условным единицам времени. При воспроизведении половинной ноты используется счет “раз, два” или “раз - и - два - и”.

Четвертная нота. На нотном стане четвертная нота выглядит как заполненный кружок (овал), к которому добавлен штиль. Длительность звучания четвертной ноты равна одной условной единице времени. При воспроизведении половинной ноты используется счет “раз” или “раз - и“.

Восьмая нота. На нотном стане восьмая нота выглядит как заполненный кружок (овал), к которому добавлен штиль с флажком. При группировке нот флажки могут заменяться горизонтальными линиями – вязками (ребрами), соединяющие штили между собой. Длительность звучания восьмой ноты равна 1/2 (половине) одной условной единицы времени.

Шестнадцатая нота. На нотном стане шестнадцатая нота выглядит как заполненный кружок (овал), к которому добавлен штиль с двумя флажками. При группировке нот флажки могут заменяться двумя горизонтальными линиями – вязками (ребрами), соединяющие штили между собой. Длительность звучания шестнадцатой ноты равна 1/4 (четверти) одной условной единицы времени.

Для записи более коротких по длительности нот – тридцать вторых и шестьдесят четвёртых – используются заполненные кружки (овалы), к которым добавляются штили с флажками. На штилях тридцать вторых нот размещается три флажка, а на штилях шестьдесят четвёртых нот – четыре флажка. При группировке нот флажки могут заменяться тремя горизонтальными линиями для тридцать вторых нот, и четырьмя горизонтальными линиями для шестьдесят четвёртых нот.

целая нота
половинная нота
четвертная нота
восьмая нота 
шестнадцатая нота 
тридцатьвторая нота  
шестьдесятчетвертая нота 

Для перерыва в звучании используются паузы. Их длительность совпадает по времени с длительностью нот. На основании этого паузы бывают целыми, половинными, четвертными, восьмыми и т.д. На нотном стане каждая пауза имеет своё специальное обозначение.

целая пауза
половинная пауза 
четвертная пауза
восьмая пауза 
шестнадцатая пауза
тридцатьвторая пауза
шестьдесятчетвертая пауза 

Для повышения или понижения высоты звуков используются знаки альтерации. При повышении высоты звука на полутон перед нотой выставляется знак диез. При понижении высоты звука на полтона перед нотой выставляется знак бемоль. При повышении высоты звука на один тон перед нотой пишется знак дубль-диез. При понижении высоты звука на один тон перед нотой пишется знак дубль-бемоль. Для отмены действия предыдущего знака альтерации используется знак бекар.

диез
бемоль
дубль-диез
дубль-бемоль
бекар

Знаки диез или бемоль могут выставляться в начале нотоносца, рядом со скрипичным ключом. Такие знаки называются ключевыми знаками альтерации. Они сигнализируют о повышении (понижении) высоты всех имеющих отношение к данным знакам нот.

 

Для увеличения длительности звучания используется точка, которая выставляется рядом с нотой. Точка увеличивает звучание ноты на половину ее стандартной длительности.

нота с точкой

 

У вас недостаточно прав для комментирования
You have no rights to post comments