Кто на сайте

Сейчас 35 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Игра "Один из двенадцати ладов"

А.Андреев. Обучающие игры для гитаристов: развиваем музыкальный слух и аппликатурное мышление.

Практическое руководство для педагогов дополнительного образования
(руководителей гитарных студий и кружков).

Для учащихся первого года обучения.

Вариант игры для групповой формы обучения.

В игре принимают участие ведущий – руководитель (педагог) и участники игры – от 2-х и более учащихся студии (кружка). Во время игры используется шестиструнная гитара и таблица для фиксирования результатов. Игра проходит в три этапа.

Руководитель объявляет номер струны, на которой будут извлекаться звуки. Затем в медленном темпе, начиная с первого лада, последовательно озвучивает данную струну на каждом ладу (по полутонам). Всего воспроизводится двенадцать звуков: от первого до двенадцатого лада включительно. Воспроизведение осуществляется таким образом, чтобы остальные участники игры не могли видеть аппликатуру левой руки. Для этого ведущему достаточно повернуться к присутствующим спиной. Во время озвучивания струны участники игры внимательно вслушиваются в воспроизводимые звуки, мысленно отсчитывая порядковый номер каждого звука («первый», «второй», «третий» и т.д.). После непродолжительной паузы руководитель воспроизводит один из звуков на этой же струне. Задача игроков на первом этапе игры – определить номер лада, на котором был извлечён контрольный звук, используя три варианта ответа.  Руководитель обращается к участникам игры с предложением назвать номера ладов, один из которых должен соответствовать контрольному звуку.  Участники поочерёдно произносят свои варианты, а ведущий заносит их в таблицу. Завершив опрос, руководитель объявляет номер лада с контрольным звуком, его название и принадлежность к определённой октаве, а затем подводит промежуточный результат. За совпадение одного из вариантов с правильным ответом присуждается один балл, который выставляется в соответствующей графе таблицы.

Второй этап игры проходит аналогичным образом, как и первый, с той разницей, что для  определения номера лада с новым контрольным звуком предлагается назвать два варианта. На третьем этапе игры у каждого участника игры имеется возможность назвать только один вариант. За совпадение одного из вариантов с правильным ответом на втором этапе присуждается два балла. За совпадение варианта с правильным ответом на третьем этапе – три балла. Победителем игры объявляется тот участник, который набрал больше всего баллов.

Пример проведения игры.

Руководитель обращается к учащимся с предложением провести игру «Один из двенадцати ладов». Получив одобрение, руководитель объясняет или напоминает правила игры,  вносит в таблицу фамилии и имена участников игры, проверяет свой музыкальный инструмент на предмет его настройки.

Фамилия,имя

1-й этап
2-й этап
 
3-й этап
 
Итог
вариант/балл
вариант/балл
вариант/балл
Баллы
Место
Аксаков Дима                
Левко Ксюша                
Павлович Витя                
Савельева Катя                

Завершив подготовительную работу, руководитель (ведущий) обращается к участникам игры: «Сейчас будут воспроизведены звуки на первой струне. Внимательно вслушивайтесь в движение звуков, в их высоту звучания. Начиная с первого звука, а их будет двенадцать, мысленно присваивайте каждому звуку свой порядковый номер». Открывается первый этап игры. 

Прикрывая гриф своей гитары пюпитром, или повернувшись спиной к участникам игры, руководитель воспроизводит в медленном темпе звуки на первой струне – с первого по двенадцатый лад включительно.    

 

               Номера звуков:   1      2       3       4            5       6       7        8          9      10     11     12

 

Завершив воспроизведение звуков по полутонам, руководитель обращается к игрокам: «А теперь будет сыгран один из только что услышанных вами звуков. Ваша задача – указать номер лада с этим звуком. Для этого на первом этапе игр ы вы можете назвать три номера лада, один из которых, по вашему мнению, должен соответствовать этому звуку». Прикрывая гриф своей гитары, руководитель воспроизводит звук ля.

 

После воспроизведения звука ля, руководитель предлагает назвать игрокам свои варианты с ответами. Участники игры поочерёдно называют свои варианты, а ведущий заносит их в таблицу. Завершив опрос, руководитель объявляет номер лада с контрольным звуком – 5, его название – ля, принадлежность к октаве, показывает расположение на грифе гитары.  После этого подводится промежуточный результат. За совпадение одного из вариантов с правильным ответом присуждается один балл, который заносится в графу таблицы. Аксаков Дима, Павлович Витя и Савельева Катя назвали варианты, в которых присутствует 5. Данные игроки получают по одному баллу. У Левко Ксюши среди названных вариантов правильный ответ отсутствует, поэтому на первом этапе она остаётся без балла.

Фамилия,имя

1-й этап
2-й этап
 
3-й этап
 
Итог
вариант/балл
вариант/балл
вариант/балл
Баллы
Место
Аксаков Дима
4,5,6
1
           
Левко Ксюша
3,7,8
-
           
Павлович Витя
5,6,7
1
           
Савельева Катя
4,5,6
-
           

 

Открывая второй этап игры, ведущий объявляет, что сейчас будут сыграны те же звуки на первой струне, как и на первом этапе игры. Всем необходимо внимательно вслушиваться в их высоту звучания, присваивать соответствующие номера. Воспроизведя звуки по полутонам, руководитель произносит: «Теперь будет сыгран один из только что услышанных вами звуков. Вы должны указать номер лада с этим звуком. Для этого на втором этапе игры вы можете назвать два номера лада, один из которых может   соответствовать этому звуку».  Прикрывая гриф своей гитары, руководитель воспроизводит звук си.

После воспроизведения звука си, руководитель предлагает назвать игрокам свои варианты с ответами. Произнесённые ими варианты заносятся ведущим в таблицу. Завершив опрос, руководитель объявляет номер лада с контрольным звуком – 7, его название – си, принадлежность к октаве, показывает расположение на грифе гитары.  Затем подводится промежуточный результат. За совпадение одного из вариантов с правильным ответом присуждается два балла. Аксаков Дима и Савельева Катя назвали варианты, в которых присутствует 7. Данные игроки получают по два балла. У Левко Ксюши и Павловича Вити среди названных вариантов правильный ответ отсутствует, поэтому на втором этапе они баллы не получают.   

Фамилия,имя

1-й этап
2-й этап
 
3-й этап
 
Итог
вариант/балл
вариант/балл
вариант/балл
Баллы
Место
Аксаков Дима
4,5,6
1
7,8
2
       
Левко Ксюша
3,7,8
-
8,9
-
       
Павлович Витя
5,6,7
1
9,10
-
       
Савельева Катя
4,5,6
-
6,7
2
       

 

Начиная третий этап игры, ведущий разъясняет, что сейчас будут сыграны те же звуки на первой струне, что и на предыдущих этапах игры. Игрокам необходимо внимательно вслушиваться в их высоту звучания, присваивать соответствующие номера. Воспроизведя данную последовательность звуков, руководитель говорит: «Теперь будет сыгран один из только что услышанных вами звуков. Вам необходимо указать номер лада с этим звуком. Для этого на третьем этапе игры вы можете назвать один вариант с номером лада, на котором, как вы считаете, может  находиться этот звук».  Прикрывая гриф своей гитары, руководитель воспроизводит звук до.

Воспроизведя звук до, руководитель предлагает участникам игры назвать свои варианты с ответами, которые заносятся  в таблицу. Завершив опрос, руководитель объявляет номер лада с контрольным звуком – 8, его название – до, принадлежность к октаве, показывает расположение на грифе гитары.  После этого подводится промежуточный результат. За совпадение варианта с правильным ответом присуждается три балла. Аксаков Дима,  Левко Ксюша и Павлович Витя назвали неправильные варианты. Данные игроки на третьем этапе баллы не получают. Савельева Катя указала правильный вариант, который позволил ей получить на этом этапе игры три балла. 

 После завершения всех этапов игры, руководителем подводится окончательный итог. Суммируются баллы, полученные игроками на трёх игровых этапах, и по их общему количеству определяются места. 

Фамилия,имя

1-й этап
2-й этап
 
3-й этап
 
Итог
вариант/балл
вариант/балл
вариант/балл
Баллы
Место
Аксаков Дима
4,5,6
1
7,8
2
9
-
3
2
Левко Ксюша
3,7,8
-
8,9
-
7
-
1
4
Павлович Витя
5,6,7
1
9,10
-
7
-
-
3
Савельева Катя
4,5,6
-
6,7
2
8
3
6
1

Вариант игры для индивидуальной формы обучения.

Игра «Один из двенадцати ладов» может проводиться и среди учащихся с индивидуальной формой обучения. Правила игры остаются те же, лишь с той разницей, что сама игра проходит между руководителем и одним участником во время проведения индивидуального занятия. Промежуточные результаты игры заносятся в таблицу. После завершения игры, т.е. после её проведения на индивидуальных занятиях со всеми участниками, подводится окончательный итог. Победителем объявляется тот участник игры, который набрал во всех этапах больше всего баллов.

У вас недостаточно прав для комментирования
You have no rights to post comments