Кто на сайте

Сейчас 138 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Игра «Гамма с «потерявшимися» звуками»

А.Андреев. Обучающие игры для гитаристов: развиваем музыкальный слух и аппликатурное мышление.

Практическое руководство для педагогов дополнительного образования 
(руководителей гитарных студий и кружков).

Для учащихся первого года обучения.

Вариант игры для групповой формы обучения. 

В игре принимают участие ведущий – руководитель (педагог) и участники игры – от 2-х и более учащихся студии (кружка). Во время игры используется шестиструнная гитара и таблица для фиксирования результатов. Игра проходит в два этапа.

Первый этап связан с пропуском в гамме одного звука. Руководитель объявляет название гаммы – натуральной мажорной или минорной, в медленном темпе исполняет её на гитаре в восходящем или нисходящем направлении, с тем условием, что остальные участники игры не имеют возможности видеть аппликатуру левой руки. Для этого ведущему игры достаточно повернуться к присутствующим спиной. Участники игры мысленно «пронумеровывают» исполнение каждого звука гаммы. После этого руководителем воспроизводится та же гамма,  но с пропуском одного из её звуков. Участники игры внимательно вслушиваются в её изменённое звучание. Исполнив гамму с «потерявшимся» звуком, руководитель предлагает участникам игры назвать номер «потерявшегося» звука. Участники поочерёдно называют свой вариант ответа, а ведущий заносит их в таблицу. Завершив опрос, руководитель объявляет номер «потерявшегося» звука, его название и принадлежность к определённой октаве, расположение на грифе гитары, а затем    подводит промежуточный результат. За правильный ответ присуждается один балл, который вносится в соответствующую графу таблицы. Первый этап проходит в два раунда – озвучиваются две гаммы, однако их количество может определяться и на усмотрение ведущего.

Второй этап игры предусматривает пропуск двух звуков гаммы. Как и на первом этапе, руководителем объявляется название гаммы – натуральной мажорной или минорной, затем в медленном темпе проводится её исполнение на гитаре в восходящем   (нисходящем) направлении, так, чтобы остальные участники игры не имели возможности видеть аппликатуру левой руки. Участники игры мысленно «пронумеровывают» исполнение каждого звука гаммы. После этого руководителем исполняется эта же гамма,  но с пропуском двух её звуков. Участники игры внимательно вслушиваются в её новое звучание. Исполнив гамму с «потерявшимися» звуками, руководитель предлагает участникам игры назвать их порядковые номера. Участники поочерёдно называют свои варианты ответа, а ведущий заносит их в таблицу. Завершив опрос, руководитель объявляет номера «потерявшихся» звуков, их названия и принадлежность к определённой октаве, расположение на грифе гитары, а затем подводит промежуточный результат. За один правильный ответ присуждается один балл, за два правильных ответа – два балла, которые фиксируются в соответствующей графе таблицы. Второй этап проходит в два раунда – озвучиваются две гаммы, но их количество может определяться и на усмотрение ведущего. Победителем игры объявляется тот участник, который набрал в двух этапах игры больше всего баллов.

Пример проведения игры.

Руководитель обращается к учащимся с предложением провести игру «Гамма с «потерявшимися» звуками». Получив одобрение, руководитель объясняет или напоминает правила игры,  вносит в таблицу фамилии и имена участников игры, проверяет свой музыкальный инструмент на предмет его настройки.

Фамилия,имя

1-й этап

2-й этап
Итог
1-й раунд
2-й раунд
1-й раунд
2-й раунд
вариант/балл
вариант/балл
вариант/балл
вариант/балл
Баллы
Место
Аксаков Дима                    
Левко Ксюша                    
Павлович Витя                    
Савельева Катя                    

 

Завершив подготовительную работу, руководитель (ведущий) обращается к участникам игры: «Сейчас будет воспроизведена гамма до мажор. Внимательно вслушивайтесь в движение звуков, в их высоту звучания. Начиная с первого звука, мысленно присваивайте каждому звуку свой порядковый номер». Открывается первый раунд первого этапа игры.  

Прикрывая гриф своей гитары пюпитром, или повернувшись спиной к участникам игры, руководитель исполняет в медленном темпе натуральную гамму до мажор. Звуки воспроизводятся в восходящем направлении.  

                                    Номера звуков: 1        2      3      4            5       6       7      8

Исполнив гамму, руководитель обращается к игрокам: «Теперь будет исполнена та же гамма, но один из её звуков не будет сыгран. Ваша задача – определить номер несыгранного звука, сравнивая воспроизведение звуков с предыдущим полным звучанием гаммы». Ведущим в равномерном темпе воспроизводится гамма, в которой пропускается звук фа.

                      Номера звуков (паузы):  1        2      3       4         5        6       7         8

Исполнив гамму с «потерявшимся» звуком, руководитель обращается  к участникам игры: «А теперь назовите номер «потерявшегося» звука». Участники поочерёдно называют свой вариант ответа, а ведущий заносит их в таблицу. Завершив опрос, руководитель объявляет номер «потерявшегося» звука – 4, его название – фа и принадлежность к первой октаве, показывает расположение на грифе гитары, а затем    подводит промежуточный результат. За правильный ответ присуждается один балл, который выставляется в соответствующей графе таблицы. Левко Ксюша, назвав цифру «5», в первом раунде балл не зарабатывает. Аксаков Дима, Павлович Витя и Савельева Катя, назвав цифру «4», выигрывают раунд, и получают по одному баллу.

Для закрепления слухового и визуального восприятия гаммы до мажор, руководитель предлагает присутствующим ещё раз прослушать гамму, одновременно с возможностью зрительного анализа её аппликатуры. Руководитель с инструментом в руках располагается перед игроками так, чтобы создать комфортные условия для аудиовизуального наблюдения.

Фамилия,имя

1-й этап

2-й этап
Итог
1-й раунд
2-й раунд
1-й раунд
2-й раунд
вариант/балл
вариант/балл
вариант/балл
вариант/балл
Баллы
Место
Аксаков Дима
4
1
               
Левко Ксюша
5
-
               
Павлович Витя
4
1
               
Савельева Катя
4
1
               

Второй раунд первого этапа проводится аналогичным образом. Руководителем воспроизводятся другая натуральная гамма – мажорная или минорная. Направление движения звуков может быть восходящим или нисходящим. Пропуск звука в гамме осуществляется руководителем в произвольном порядке.

Перед первым раундом второго этапа игры руководитель обращается к игрокам: «Сейчас для вас будет исполнена гамма соль мажор. Внимательно вслушивайтесь в движение звуков, в их высоту звучания. Начиная с первого звука, мысленно присваивайте каждому звуку свой порядковый номер». 

Прикрывая гриф своего инструмента пюпитром, или повернувшись спиной к участникам игры, руководитель исполняет в медленном темпе натуральную гамму соль мажор. Звуки воспроизводятся в восходящем направлении.

                                                               соль   ля     си     до          ре   ми   фа#   соль

                                   Номера звуков:    1      2       3       4            5       6       7       8

    Сыграв гамму, ведущий обращается к игрокам: «Теперь будет исполнена та же гамма, но два из её звуков не будут сыграны. Ваша задача – назвать номера несыгранных звуков, сравнивая воспроизведение звуков с предыдущим полным звучанием гаммы». Руководителем в равномерном темпе воспроизводится гамма, в которой пропускаются звуки си и ми.

               Номера звуков (паузы):         1       2        3       4             5        6        7       8

Воспроизведя гамму с двумя «потерявшимися» звуками, руководитель обращается  к игрокам: «А теперь назовите номера «потерявшихся» звуков гаммы». Участники игры поочерёдно называют свой вариант ответа, а ведущий заносит их в таблицу. Завершив опрос, руководитель объявляет номера «потерявшихся» звуков – 3 и 6, их названия – си и  ми, их принадлежность к определённой октаве, показывает расположение на грифе гитары.  Затем  подводится промежуточный результат. За правильный ответ присуждается один балл, за два правильных ответа – два балла, которые выставляются в соответствующей графе таблицы. Аксаков Дима и Савельева Катя, назвав цифры «3» и «6», в первом раунде второго этапа зарабатывают по два балла. Левко Ксюша и Павлович Витя, указав один правильный ответ, получают по одному баллу.

Фамилия,имя

1-й этап

2-й этап
Итог
1-й раунд
2-й раунд
1-й раунд
2-й раунд
вариант/балл
вариант/балл
вариант/балл
вариант/балл
Баллы
Место
Аксаков Дима
4
1
x
x
3, 6
2
       
Левко Ксюша
5
-
x
x
3, 7
1
       
Павлович Витя
4
1
x
x
4, 6
1
       
Савельева Катя
4
1
x
x
3, 6
2
       

Для закрепления слухового и визуального восприятия гаммы соль мажор, руководитель предлагает участникам игры ещё раз прослушать гамму, но уже с возможностью зрительного анализа одного из вариантов её аппликатуры. Руководитель с инструментом в руках располагается перед игроками таким образом, чтобы создать комфортные условия для аудиовизуального наблюдения. Воспроизведение очередного звука гаммы может сопровождаться словесным озвучиванием его названия: «соль», «ля», «си» и т.д.

Аппликатура натуральной гаммы соль мажор  

Второй раунд второго этапа проводится аналогичным образом. Руководителем исполняется другая натуральная гамма – мажорная или минорная. Направление движения звуков может быть восходящим или нисходящим. Пропуск звуков в гамме осуществляется в произвольном порядке.

Вариант игры для индивидуальной формы обучения. 

Игра «Гамма с «потерявшимися» звуками» может проводиться и между учащимися с индивидуальной формой обучения. Правила игры сохраняются те же, лишь с той разницей, что гаммы исполняются руководителем для одного участника игры во время проведения индивидуального занятия. Промежуточные результаты игры заносятся в таблицу. После завершения игры, т.е. после её проведения на индивидуальных занятиях со всеми участниками, подводится окончательный итог. Победителем объявляется тот участник игры, который набрал в двух этапах больше всего баллов.

У вас недостаточно прав для комментирования
You have no rights to post comments