Кто на сайте

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Игра «Гамма с «лишним» звуком»

Игра «Гамма с «лишним» звуком»

А.Андреев. Обучающие игры для гитаристов: развиваем музыкальный слух и аппликатурное мышление.

Практическое руководство для педагогов дополнительного образования 
(руководителей гитарных студий и кружков).

Для учащихся первого года обучения.

Вариант игры для групповой формы обучения. 

В игре принимают участие ведущий – руководитель (педагог) и участники игры – от 2-х и более учащихся студии (кружка). Во время игры используется шестиструнная гитара и таблица для фиксирования результатов.

Руководитель объявляет название гаммы – натуральной мажорной или минорной, в медленном темпе исполняет её на гитаре в восходящем (нисходящем) порядке, с тем условием, что остальные участники игры не имеют возможности видеть аппликатуру левой руки. Для этого ведущему достаточно повернуться к присутствующим спиной. Затем руководителем исполняется та же гамма,  но с озвучиванием «лишнего» звука. Участники игры внимательно вслушиваются в движение звуков, присваивая каждому звуку свой порядковый номер. Исполнив гамму с «лишним» звуком, руководитель обращается к участникам игры с предложением назвать номер «лишнего» звука. Участники поочерёдно называют свой вариант ответа, а ведущий заносит их в таблицу. Завершив опрос, руководитель объявляет номер «лишнего» звука, его название и принадлежность к определённой октаве, расположение на грифе гитары, а затем    подводит промежуточный результат. За правильный ответ присуждается один балл, который выставляется в соответствующей графе таблицы. Игра проводится в четыре раунда – озвучиваются четыре гаммы, или их количество определяется на усмотрение ведущего. Победителем игры объявляется тот участник, который набрал больше всего баллов.

Пример проведения игры.

Руководитель обращается к учащимся с предложением провести игру «Гамма с «лишним» звуком». Получив одобрение, руководитель объясняет или напоминает правила игры,  вносит в таблицу фамилии и имена участников игры, проверяет свой музыкальный инструмент на предмет его настройки.

 

Фамилия,имя

1-й раунд
2-й раунд
3-й раунд
4-й раунд
Итог
вариант/балл
вариант/балл
вариант/балл
вариант/балл
вариант/балл
Аксаков Дима                    
Левко Ксюша                    
Павлович Витя                    
Савельева Катя                    

Завершив подготовительный этап, руководитель (ведущий) обращается к участникам игры: «Сейчас будет воспроизведена гамма до мажор. Будет сыграно восемь звуков. Внимательно вслушивайтесь в движение звуков, в их высоту звучания».

Руководитель, прикрывая гриф своей гитары пюпитром, или повернувшись спиной к участникам игры, воспроизводит в медленном темпе натуральную гамму до мажор.   Движение звуков проходит в восходящем направлении.

         до      ре     ми     фа              соль    ля     си      до

                                                                      

Исполнив гамму, руководитель (ведущий) обращается к участникам игры: «Сейчас будет воспроизведена та же гамма, но в её состав будет включён «лишний» звук. Будет сыграно девять звуков, один из них не соответствует нашей гамме. Определите его порядковый номер».

Руководитель, прикрывая аппликатуру левой руки, воспроизводит в медленном темпе  натуральную гамму до мажор  – с дополнительным («лишним») звуком. Данным звуком является фа-диез. Движение звуков проходит в восходящем направлении.   

                         Номера звуков: 1      2     3     4          5       6        7        8        9

Воспроизведя гамму с «лишним» звуком, руководитель обращается к игрокам: «А теперь назовите порядковый номер звука, который не входит в гамму до мажор». Каждый участник игры поочерёдно называет свой вариант, а руководитель заносит их в таблицу. Завершив опрос, ведущий объявляет номер «лишнего» звука – 5, его название – фа-диез и принадлежность к первой октаве, показывает расположение на грифе гитары, а затем подводит промежуточный результат. За правильный ответ присуждается один балл, который выставляется в соответствующей графе таблицы. Аксаков Дима, назвав цифру «4» и Савельева Катя, назвав цифру «8», в первом раунде баллов не набирают. Левко Ксюша и Павлович Витя, назвав цифру «5», побеждают в этом раунде, заработав по одному баллу.

Фамилия,имя

1-й раунд
2-й раунд
3-й раунд
4-й раунд
Итог
вариант/балл
вариант/балл
вариант/балл
вариант/балл
вариант/балл
Аксаков Дима
4
-
               
Левко Ксюша
5
1
               
Павлович Витя
5
1
               
Савельева Катя
8
-
               

 

Для закрепления слухового и визуального восприятия гаммы до мажор, руководитель предлагает присутствующим ещё раз прослушать гамму, но уже с возможностью зрительного анализа одного из вариантов её аппликатуры. Руководитель с инструментом в руках располагается перед игроками так, чтобы создать им комфортные условия для аудиовизуального наблюдения. Воспроизведение очередного звука гаммы может сопровождаться словесным озвучиванием его названия: «до», «ре», «ми» и т.д.

Аппликатура натуральной гаммы до мажор  

Все последующие раунды проводятся аналогичным образом. Руководителем воспроизводятся другие натуральные гаммы,  как мажорные, так и минорные. Направление движения звуков может быть восходящим или нисходящим. Введение «лишнего» звука осуществляется руководителем в произвольном порядке – между любыми ступенями гаммы.

Вариант игры для индивидуальной формы обучения.

Игра «Гамма с «лишним» звуком» может проводиться и между учащимися, находящихся на индивидуальной форме обучения. Правила игры сохраняются те же, лишь с той разницей, что гаммы исполняются руководителем для одного участника игры во время проведения индивидуального занятия. Промежуточные результаты игры заносятся в таблицу. После завершения игры, т.е. после проведения её со всеми участниками на индивидуальных занятиях, подводится общий итог. Победителем игры объявляется тот участник, который набрал больше всего баллов.  

У вас недостаточно прав для комментирования
You have no rights to post comments